Кудрин предлагает оставить деньги регионам

Эта страница была создана программно, чтобы прочитать статью в исходном месте, вы можете перейти по ссылке ниже:
https://www.ng.ru/economics/2021-04-07/1_8122_economics1.html
и если вы хотите удалить эту статью с нашего сайта, пожалуйста, свяжитесь с нами


Счетная палата критикует существующую систему дотаций



счетная палата, кудрин, регионы, субъекты, целевые дотации, критика, финансовая независимость



Глава Счетной палаты Алексей Кудрин предложил депутатам повысить финансовую независимость субъектов РФ. Фото с сайта Государственной думы РФ


Для развития российских регионов федеральные власти должны дать им больше самостоятельности и увеличить объем их финансовых ресурсов, заявил в среду глава Счетной палаты Алексей Кудрин во время отчета в Госдуме. Он назвал существующую политику целевых дотаций регионов неэффективной. Попытка реализации нацпроектов и госпрограмм уже привела к тому, что текущие расходы регионы покрывают за счет новых заимствований, приближая себя к долговой пирамиде.


На сегодняшний день объем средств, которыми регион может распоряжаться, растет незначительно по сравнению с темпами роста дотаций. По мнению Кудрина, необходимо расширять объем средств, которыми субъект может распоряжаться, и увеличить их финансовые возможности.


Он также напомнил о высокой зависимости большинства регионов от поступлений из федерального Центра. «Как я уже говорил, у нас 70% всех ресурсов, налоговых поступлений собирается в полутора десятках субъектов РФ», – обращает внимание глава СП, подчеркивая, что в результате такого высокого разрыва по доходам роль федерального Центра с точки зрения выравнивания бюджетной обеспеченности регионов оказывается «очень высока».


Кудрин не отрицает необходимость политики выравнивания. Но указывает, что фонд региональных дотаций, который как раз и обеспечивает это выравнивание, последнее время увеличивается очень медленно. Тогда как целевые отчисления для регионов растут гораздо быстрее.


«У нас когда-то фонд дотаций составлял большую часть трансферта субъектам по поддержке. А уже давно целевые субсидии, которые направляются на выполнение госпрограмм, идут на выполнение нацпроектов, плюс в прошлом году – на антикризисные меры, что существенно, в разы, теперь превышает фонд выравнивания дотаций», – подчеркивает чиновник. «Получается, что сумма средств, которыми распоряжается самостоятельно регион, практически незначительно растет, а целевые дотации растут существенно», – добавляет Кудрин.


Для увеличения финансовых ресурсов Кудрин предлагает передать ряд расходных обязательств на федеральный уровень. То есть обязать федеральный бюджет платить за те услуги, которые раньше оплачивали регионы из своих бюджетов. «Например, перенести часть категорий обязательного медицинского страхования (ОМС) на федеральный уровень, за счет чего освободятся ресурсы регионов», – предлагает Кудрин. Передача на федеральный уровень платежей за неработающее население в систему ОМС позволит увеличить бюджеты регионов на 780 млрд руб. в год.


Ранее на заседании комитета Госдумы по контролю и регламенту Алексей Кудрин предлагал подумать над созданием «некоего резерва для свободы субъектов». «Дать больше самостоятельности как в регуляторной деятельности, так и в финансовых ресурсах», – заявляет глава ведомства. Необходимость финансовой свободы, по его словам, очевидна. Без расширения самостоятельности регионов невозможно будет ускорить их экономическое развитие.


Ситуация с нехваткой средств на собственные цели обострилась в последние годы после выделения регионам дополнительных целевых средств на исполнение нацпроектов. «За последние три-четыре года, включая и вопросы национальных проектов, и субсидии национальных проектов, и антикризисные меры, все основные ресурсы – их стало намного больше, чем в предыдущие годы, но они все связаны, окрашены, – целевые. И субъектам почти не остается средств для собственного маневра», – подчеркивает Кудрин. Практику покрытия текущих расходов за счет заимствований в СП считают неприемлемой.


В СП отмечают, что для финансирования своих текущих расходов российским регионам приходится занимать деньги на рынке, что приближает их к долговой пирамиде, когда новые заимствования берутся ради погашения предыдущих. Только по итогам прошлого года госдолг субъектов РФ вырос на 383 млрд руб., или на 18%, и составил 2,5 трлн руб., что стало максимальным уровнем за последние 10 лет. В ряде субъектов РФ уже обострилась ситуация с уровнем долга. Так, в Мордовии, Хакасии и Удмуртии он превысил 100% от их доходов.


Российские власти ранее отчитывались, что в прошлом году федеральный Центр «оказал беспрецедентную поддержку регионам, которая продолжится и в этом году». Независимые эксперты подтверждали внушительный масштаб помощи. «Дополнительная помощь из федерального бюджета беспрецедентна по объему и значительно превысила динамику кризисного 2009 года (на треть). Следствием стал рост уровня дотационности бюджетов регионов с 19% в 2019 году до 26% в 2020-м, почти как в кризисном 2009-м», – говорилось в мониторинге экономической ситуации, подготовленном экспертами Института экономической политики и РАНХиГС. Эксперты также обращали внимание на не всегда прозрачное распределение бюджетных средств между субъектами РФ. По их оценкам, «из-за нескоординированной политики федеральных ведомств» некоторым слабым регионам была оказана минимальная поддержка, а некоторым устойчивым – максимальная.


При этом тема устойчивости региональных бюджетов станет одной из тем Послания президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию. В правительстве РФ комментировали, что одной из мер дополнительной поддержки регионов может стать смягчение условий предоставления казначейских кредитов. «Это позволит регионам в этом году не учитывать ограничение по государственному долгу и потенциально большему числу субъектов РФ поможет привлечь короткие бюджетные займы», – сообщил премьер РФ Михаил Мишустин. В Минфине при этом уточняли, что в текущем году регионы смогут взять новые бюджетные кредиты на пополнение остатков «только после возвращения бюджетных кредитов, предоставленных дополнительно для погашения кредитов на пополнение остатков 2020 года» (см. «НГ» от 05.04.21). Очевидно, таким образом предполагается не допустить дальнейшего роста долговой нагрузки регионов.


По мнению экспертов «НГ», предложение СП по передаче на федеральный уровень платежей​ за неработающее население в ОМС в целом правильное. «Надо расширять полномочия регионов. Стремиться к тому, чтобы все региональные бюджеты были профицитными», – говорит старший научный сотрудник Института социологии РАН Сергей Таланов. Иначе, продолжает он, о каком развитии регионов может идти речь, если, по данным Минфина, каждый третий регион России закончил 2019 год с дефицитом бюджета?


«Для развития страны необходимо выравнивание регионов по уровню социально-экономического развития. Например, часть федеральных налогов отдать субъектам Федерации и муниципалитетам. Для этого внести соответствующие поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Тогда повысится качество и уровень жизни населения в регионах», – уверен Таланов.


Без федеральных дотаций абсолютное большинство регионов не справится даже с текущими скромными обязательствами по сохранению рабочих мест, дорожной сети, коммунальной инфраструктуры и исполнению социальных обязательств, рассуждает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. «Автоматическая передача с федерального уровня в регионы тех же платежей за ОМС могла бы стать действительно полезным, но только частичным решением этой проблемы», – считает эксперт.


Тема развития и повышения качества жизни населения неразрывно связана с проблемой бедности. В среду Алексей Кудрин анонсировал, что правительство рассматривает новый критерий для определения уровня бедности. При этом он не уточнил, в чем особенности нового критерия.


Ранее глава СП сообщал, что уровень бедности возможно снизить вдвое к 2030 году. Первый зампред думского комитета по бюджету и налогам Сергей Катасонов в среду со ссылкой на расчеты СП указал, что для того чтобы «хотя бы вдвое снизить проблему бедности в стране», необходимо дополнительно выделить 800 млрд руб.


«800 млрд руб. – это всего лишь около 0,7% от ВВП. И если разделить эту сумму на 20 млн граждан России, которые находятся за чертой бедности, то получится около 40 тыс. руб. на каждого нуждающегося», – отмечает Пушкарев. 


Эта страница была создана программно, чтобы прочитать статью в исходном месте, вы можете перейти по ссылке ниже:
https://www.ng.ru/economics/2021-04-07/1_8122_economics1.html
и если вы хотите удалить эту статью с нашего сайта, пожалуйста, свяжитесь с нами